Как выбрать шины для автомобиля: зимние, летние и всесезонные
Шины являются важным компонентом безопасного вождения. Правильно подобранная «резина» — залог беспроблемного комфорта. Правильный выбор шин может снизить расходы на топливо и техническое обслуживание. Эта статья посвящена выбору шин для обычных «гражданских» автомобилей в условиях российских дорог. Особое внимание также уделяется безопасности. Современные модели большинства производителей очень устойчивы к износу и пробегу. После 40 000-50 000 км даже самая лучшая резина катастрофически теряет свои свойства. А через четыре-пять лет структура шины становится хрупкой. Химические реагенты и ультрафиолетовое излучение, суточные перепады температуры и другие факторы окружающей среды — враги любого состава.
Содержание статьи:
Лучшие производители шин для автомобилей — какую фирму лучше выбрать
Покупка шин по бренду — не самая плохая идея. Чтобы избежать просчетов, вы можете выбрать продукцию от «лучших из лучших» производителей с мировой репутацией. Посетив гипермаркет Колесо вы с легкостью подберете себе необходимую марку и модель.
Особенно хороши «флагманские» бренды:
- Pirelli
- Dunlop
- Michelin
- Bridgestone
- Goodyear
Продукция этих компаний определенно не разочарует, но рекомендуется выбирать шины по критериям более важным, чем репутация производителя. Многое зависит от сезонности и правильного выбора размера шин.
За последние несколько десятилетий отечественные производители имели не самую лучшую репутацию, но современные российские бренды, такие как Cordiant, Matador, Nordman и Amtel, выпускают качественную продукцию с действительно классными характеристиками.
Следует также упомянуть менее известные, но очень качественные марки, такие как Lassa и Superia. Эти бюджетные иностранные бренды не уступают своим более дорогим «резиновым братьям».
Неизвестные дешевые модели китайского происхождения следует всячески избегать — это очень опасная экономика.
В любом случае шины должны эксплуатироваться в надлежащих условиях в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.
- Следуйте инструкциям и оказывайте постоянное давление — без оглядки на «советы бывалых»;
- Не допускайте серьезного износа протектора и не используйте шины более 4-5 лет;
- Устанавливайте шины только тех размеров, которые разрешены в «Мурзилке» (техническом руководстве по эксплуатации).
Это гарантирует, что недорогие шины прослужат дольше и сохранят высокий уровень управляемости. Отклонения от рекомендаций снижают срок службы и безопасность. Эти правила важнее, чем использование дорогих «известных» резин. Рейтинг производителей шин объясняет все более интересные вещи о конкретных марках и моделях.
Виды шин для автомобилей
Шины для «гражданских» автомобилей обычно различаются по сезонности. На самом деле существует всего два типа — летний и зимний, но есть свои нюансы.
Летняя резина
Они легче по весу и тверже по составу. Рисунок протектора разработан таким образом, чтобы выводить как можно больше воды из-под поверхности земли в сырую погоду. Потеря управления из-за глиссирования — враг безопасности. Целью классических летних шин является достижение максимальной управляемости автомобиля при теплых температурах на сухом и слегка влажном асфальте. Существуют различные типы летних шин, предназначенные для езды по бездорожью, дождевые шины (точнее, «антидождевые»), высокоскоростные шины и усиленные шины.
Преимущества летних шин:
- Минимальный вес;
- Мягкость при более теплых температурах (влияет на обработку);
- Низкий уровень шума;
- Высокий уровень комфорта.
Дефекты:
- Радикальная потеря характеристик управляемости при низких температурах — начиная с +4 — +6 градусов;
- В зимних условиях резина становится жесткой и, по большому счету, «превращается в лыжи»;
- Низкий уровень сцепления с холодным (и даже заснеженным) асфальтом: машины часто подвержены заносам и скольжению.
Зимние шины: с шипами и без
Даже в более теплых регионах, где снег — редкий гость, использование зимних шин строго обязательно для всех, кто заботится о своей безопасности. Кстати, существует распространенное заблуждение, что «зимние» предназначены для езды по льду и снегу. Это совсем не так. Задача шин этого типа — работать при низких температурах, а не на скользких поверхностях.
Зимняя резина не может эксплуатироваться в теплом климате. Эти шины должны справляться с дорогами при температуре ниже +10 градусов Цельсия. При повышении температуры они «начинают плавать»: поверхность становится мягче и быстро изнашивается, что ухудшает их сцепление с дорогой. Характерный шум зимней резины — не лучший спутник вождения.
В зависимости от наличия/отсутствия шипов, зимние шины подразделяются далее. Махровая резина предназначена для частого использования на обледенелых и заснеженных трассах, а фрикционные зимние шины (липучки без шипов) более универсальны.
В районах с настоящим зимним снегом лучше использовать шипованные шины. Это тип зимних шин, покрытых металлическими шипами. Шипы «вгрызаются» в скользкую поверхность и обеспечивают очень высокий уровень сцепления с дорогой. Однако на обычном асфальте они бесполезны (и даже вредны). Износ, высокий уровень шума и расход топлива — вот негативные спутники шипованных шин. Существуют модели зимних шин со съемными шипами.
Использование зимних шин приводит к распространенному мифу. Чем шире контактная поверхность, тем лучше сцепление с дорогой. Неправда. Из-за более высокого давления, более узкий «укус» глубже в поверхность снега. Более широкие шины оказывают меньшее давление на поверхность и более склонны к скольжению и проскальзыванию. Чем больше грязи в контакте, тем больше они «держат».
Преимущества зимних шин:
- Состав остается мягким даже при отрицательных температурах;
- Автомобиль обут в зимние шины, но летний комплект «отдыхает». Экономический подход;
- Они работают на заснеженной поверхности гораздо лучше, чем летние, и гораздо лучше, чем «всесезонные» шины.
Недостатки:
- Хорошая управляемость в холодном, сухом климате избавляет неопытных водителей: когда выпадает снег, излишняя самоуверенность становится опасной;
- Повышенный шум;
- Большая масса (нагрузка на шасси);
- Повышенный расход топлива;
- Необходимость «переобуваться» летом появилась вместе с устойчивой теплой погодой.
Всесезонные шины
Всесезонные шины — это не универсальное решение для экономного владельца, а компромисс по сравнению с двумя комплектами — летним и зимним. В теплую погоду «всесезонки» справляются с дорогами хуже, чем летние модели. В снегопад (или при низких температурах) они хуже, чем зимой. Эксплуатация всесезонной резины может быть оправдана только в теплое время года и зимой. В других условиях «универсальность» может быть откровенно опасным фактором.
Преимущества всесезонных шин:
- Небольшая масса;
- Возможность круглогодичного использования в районах с мягкими зимами;
- Стоимость одного комплекта автошин всегда будет ниже, чем двух (для зимы и лета).
Дефекты:
- Круглый год» хуже, чем соответствующий сезонный набор;
- Повышенный расход резины из-за круглогодичного использования;
- На заснеженных (и просто холодных сухих) дорогах автомобили управляются немного лучше, чем обутые в летние шины.
Размеры и как читать маркировку шин
Главный критерий выбора
Основным критерием выбора является правильный размер для модели автомобиля. Допустимые размеры указаны в руководстве по эксплуатации (или на официальном сайте производителя автомобиля).
Отклонения от нормы являются разрушительными и плохими помощниками в благородном деле обеспечения безопасности, причинами чего являются:
- Нестандартные размеры шин серьезно нагружают подвеску и амортизаторы машины;
- Оказывается негативное воздействие на передачу;
- В случае вращения шин разного размера корпус может касаться корпуса;
- Индикаторы устройства неправильные. Даже самое незначительное отклонение от стандартного размера профиля приводит к увеличению (или уменьшению) видимой на спидометре скорости на 5-10 км/ч;
- Одометр обманывает — счетчик пробега.
Размеры шин обозначены цифровым индексом типа 205/55 R16.
Буква r указывает на радиальный тип шин — на самом деле они не производятся для современных «гражданских» автомобилей. Число после буквы r указывает диаметр шины и диска в дюймах. Невозможно «посадить» шины разных размеров с диаметром 16 дюймов — только 16. Конечно, это же правило работает и для всех других размеров. Первое число дроби — это простая мера: ширина шины (мм). Широкие модели больше подходят для мощных автомобилей, чем маленькие листья. Чем больше этот показатель, тем больше пятно контакта («удержание») и, следовательно, характеристики ускорения/торможения (если двигатель достаточно мощный для этого). На заснеженной поверхности более узкие шины лучше держат дорогу. Второе число долей — это отношение высоты профиля к ширине шины. В переводе на универсальный язык — это высота резины от «дырки» до протектора, которая далее делится на ширину.
Для быстрого изучения характеристик они более четко анализируются в примерах.
- >55% — низкопрофильные, подходящие для легковых автомобилей, с высокой управляемостью, но плохой устойчивостью к плохим дорогам;
- 60-75% называются высокопрофильными, используются на автомобилях и способствуют плохой устойчивости на дороге, но в ущерб управляемости и показателям скорости;
- < 80% — полнопрофильные, используются на внедорожниках и могут похвастаться патентоспособностью и управляемостью на низких скоростях, но не предназначены для обычных автомобилей.
Всегда следуйте рекомендациям производителя автомобиля при выборе шин в соответствии с их характеристиками. Это требование очень важно для обеспечения безопасности. Прислушивайтесь к советам «бывалых».
Другие важные типы маркировки
Значок зонтика (или дождя / аква и т.д.) указывает на тип дождевой резины. Это говорит о том, что он лучше борется с аквапланированием, но менее практичен на сухом асфальте.
Значок снежинки (или слово frost) указывает на зимний тип резины.
Знак M + S («глина + снег») обозначает зиму и все времена года (и лето!). Может присутствовать на обоих типах шин. Она резиновая и подходит для бездорожья. Однако существует заблуждение, что M+S указывает на холодный сезон. Не верьте этому утверждению.
Четырехзначная цифра типа 1517 указывает на дату производства. В данном примере речь идет примерно о 15 неделях 2017 года. Шины от «молодых» покупок лучше. Срок их жизни ограничен 4-5 годами и не более. Кроме того, отсчет ведется от даты производства, а не от начала эксплуатации.
Параметры выбора автошин
Практические советы
- При прочих равных условиях выбирайте шины, которые весят меньше. Дело не в расходе топлива, а в очень серьезной зависимости подвески от массы шин. Чем они меньше, тем комфортнее автомобиль и тем лучше амортизаторы, которые изнашиваются вместе с другими узлами ходовой части;
- Чем выше протектор, тем выше уровень шума, особенно в зимних моделях. Спорное, но практичное правило: немного более шумная, лучшая и безопасная резина, чем аналоги. Однако современные резиновые композиции обеспечивают достаточный звуковой комфорт;
- Более мягкие шины комфортнее, но они увеличивают тормозной путь. Они предназначены для любителей спокойного и надежного вождения;
- Асимметричные протекторы считаются более безопасными в дождь, но они не так практичны. Во-первых, сложнее найти альтернативы серьезным повреждениям шин. Во-вторых, проколы создают трудности. Подходит для проколотой стороны;
- Для резиновых зимних моделей лучше выбирать более узкие профили. Это помогает глубже «вгрызаться» в снег и лед.
Показатели скорости и массы
Независимо от типа сезонности шин, они могут обладать особыми качествами, которые определяют их более узкое назначение. Примером может служить индикатор скорости. Они показывают максимально возможную скорость для данной модели. Буквенное обозначение от m до y указывает на скорость от 130 до 300 км/ч. Например, обозначьте w = 270 км/ч.
Модели с высокоскоростными индексами имеют более высокую адгезию на высоких скоростях. Однако в любом случае не рекомендуется превышать скорость вне газированной трассы, для которой она была специально предназначена. Демонтаж является одной из основных причин несчастных случаев, и в статье акцент сделан именно на безопасности.
Существуют различные типы шин в зависимости от максимально допустимой массы. Индекс весовой нагрузки чаще всего важен для коммерческих автомобилей и автомобилей с большой нагрузкой (внедорожники, мини-погрузчики, пикапы).
Маркетинговые уловки, на которые не следует «вестись»
Условия бездорожья требуют индивидуальной технологии для автоматических открывателей (например, увеличенный протектор, устойчивость к «плоскому» ходу и т.д.). Как правило, за улучшение дополнительных характеристик шины приходится платить не только рублями, но и снижением универсальности. Например, шины для внедорожников не «ведут себя» в городских условиях из-за шума, снижения комфорта и управляемости и повышенного расхода топлива. Поэтому к специальным типам шин рекомендуется присматриваться только в том случае, если планируется эксплуатация автомобиля в нестандартных условиях, таких как высокие скорости, бездорожье, перевозка грузов и т.д.
Не верьте производителям об «эффективности», снижении расхода топлива и высокой износостойкости. Это слишком незначительные факторы, чтобы воспринимать их всерьез. Да, есть модели шин, которые могут помочь снизить расход. В лучшем случае, при идеальных условиях вождения, речь идет о десятых долях процента. Другими словами, такие шины помогают сэкономить от 100 до 200 граммов топлива на каждые 100 литров. Устойчивость к износу? Все современные модели очень надежны, но в любом случае «срок службы» шины не превышает 5 лет или 40-50 000 км. Даже более дорогие шины, которые используются дольше, просто более опасны и менее надежны.
Стоимость шин для автомобилей
На цены влияют следующие факторы:
- Название бренда: Как правило, не стоит переплачивать за бренд, если шины используются на более дешевых автомобилях в обычных городских условиях;
- Производители: хотя отечественные намного дешевле, среди российских моделей все чаще встречаются все более ценные экземпляры, без ущерба для надежности и безопасности. Престиж российских брендов — это миф, стремительно уходящий в прошлое;
- Размер шины: чем больше диаметр колеса, тем дороже шина. Самые дешевые шины для малолитражек и компактных хэтчбеков. «Обувь» на больших седанах и внедорожниках стоит гораздо дороже;
- Например, цены на зимние шины растут с наступлением холодов и наоборот. На стоимость зарубежных моделей также влияет текущий курс рубля.
Размеры марки Цена, трение
Нокиан Нордманн. | R15 185/65 | 2850 |
Bridgestone Turanza | R15 185/65 | 3360 |
Амтел Планета ДЦ (Россия) | R15 185/65 | 2420 |
Hankook Bentos | R19 245/40 | 12210 |
Goodyear Excellence | R19 245/40 | 14950 |
Dunlop Grandtrek | R19 245/40 | 10820 |
Подводим итог
Многие производители клеймят свои технологии звучными названиями — на них практически невозможно серьезно сосредоточиться при выборе шины. Как правило, это всего лишь маркетинговые уловки, которые мало влияют на практичность использования. Например, некоторые модели оснащены популярной технологией «Run Flat». Это позволяет автомобилю продолжать движение даже на шинах. Несмотря на очевидное достоинство, такие шины дороже, тяжелее, практически одноразовые и не всегда подлежат замене, особенно в автосервисах вдали от крупных городов.
Основные правила выбора автомобильной «обуви»:
- Используйте только размеры, указанные в руководстве пользователя;
- Всесезонная экономия приемлема только в теплом климате. Зимние шины намного лучше «универсальных». Шипованная резина хороша в условиях постоянного снега и льда на асфальте;
- Качество российских шин за последние годы значительно улучшилось и теперь редко уступает зарубежным аналогам.
Наконец, и это самое главное, шины требуют правильной эксплуатации и бережного отношения. Постоянно контролируется развал/схождение шасси автомобиля, а также другие параметры, такие как давление, уровень сбалансированности и уровень баланса. Только в этом случае резина прослужит дольше, а вождение будет действительно безопасным и комфортным. Хороший выбор — и хорошие дороги!