Арт-терапия в работе с детьми
Как только ребенок берет в руки материал для творчества (кисточку, цветные карандаши, фломастеры, пластилин или глину для лепки) он освобождается от оков собственного сознания, и на главную арену приходит подсознание. Как следствие, приходит выздоровление.
Из всех более-менее изученных методов работы с детьми, арт-терапия является лучшей. Выражать свои чувства через искусство может даже маленький ребенок, при этом ему интересен сам процесс. Она является решением проблемы без боли и без напряжения. При этом ребенок может сам не осознавать, какое важное дело он делает. Невозможно переоценить важность арт-терапии в лечении неврозов и неврозоподобных состояний. Например, песочная терапия поможет ребенку раскрыть свои творческие способности, успокоится и отдохнуть.
Среди положительных сторон арт-терапии выявлено:
- Создает положительные эмоции
- Позволяет выражать свои эмоции невербально
- Дает возможность экспериментировать с чувствами и эмоциями
- Развивает правое полушарие мозга
- Снимает школьный негатив
- Эффективна в плане личностного развития.
К основным арт-терапевтическим воздействием относятся: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия.
Поговорим о рисуночной терапии. Она не должна ограничиваться какими-либо строгими рамками, здесь важен несколько результат художественной ценности получившихся изображений, а сам процесс.
Вот примеры некоторых методов рисования: сыпучими материалами, пластилином, техника «Монотипия», техника марания, различными предметами, пальцами, под музыку, кляксы, к психотерапевтической сказке, мандала, фантом, на мокрой бумаге.
Рассмотрим некоторые методы подробнее, например, рисование сыпучими материалами. Берется клей ПВА, им наносится рисунок на бумагу. После этого лист бумаги посыпается песком, размельченными сухими листьями или крупой. Не приклеившиеся частицы стряхиваются с листа.
Рисование пластилином – очень трудоемкий процесс, очень эффективно при работе с гиперактивными детьми. Ребенок должен взять пластилин и размазать его по листу, создавая картинку.
Рисунки в технике «Монотипия» – когда на гладкую поверхность, не пропускающую воду, наносится рисунок, а потом делается его зеркальный оттиск на листе бумаги.
Техника марания – для работы с совсем маленькими детьми. Производится с помощью разбрызгивания красок по листу.
Рисование предметами позволяет ребенку раскрыть свой творческий потенциал, выбирая необычный предмет, с помощью которого тоже можно рисовать!
Рисование пальцами – для этого даже придуманы специальные пальчиковые краски. Представьте себе восторг ребенка, которому позволили измазюкаться в краске!
Все остальные технике то же так или иначе приводят ребенка в восторг. При этом его глубинные эмоциональные и поведенческие проблемы выходят наружу, что позволяет легко справляться с ними.